Растим детей!

Растим детей!
Перед родителями младшего школьника стоит непростая задача — научить ребенка вовремя садиться за уроки, правильно отдыхать, распределять нагрузку от простого к сложному или наоборот, настраиваться на работу и переключаться с «пятиминутки веселья» на упражнения и примеры. Это целая система навыков.
Оглавление

  1. Задачи родителей
  2. Мотивация ребенка: учиться для себя, а не «для мамы»
  3. Самоорганизация: младшему школьнику нужна помощь родителей
  4. Расписание дня
  5. Визуальный план домашней работы
  6. Ритуалы, которые помогут начать работу
  7. Ритм выполнения домашнего задания
  8. Прогулку отменять нельзя
  9. Криком ничего не добьешься
  10. Лучший способ — поддержать ребенка
  11. Если ребенок не может заниматься дольше 5 минут

О том, как выстроить удобную и эффективную систему работы и отдыха, о правильной мотивации, режиме дня, приятных ритуалах и визуальном расписании рассказывает нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова.
Если ребенок:

и все заканчивается криком и слезами, значит, есть проблема. Эти ситуации могут вредить здоровью ребенка и отношениям в семье.
Задачи родителей
Детей, которые в первом классе приходят домой, достают дневник, делают задания за 30 минут и складывают портфель на завтра, крайне мало. Большинству нужна помощь. Родителям нужно помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание.
Первая задача — достичь того, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно, обращаясь за помощью к родителям только тогда, когда у него возникают сложности.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок выполнял домашние задания в удобном и эффективном режиме.
 
 
 
Мотивация ребенка: учиться для себя, а не «для мамы»
Родители должны понять сами и донести до ребенка: «Ты занимаешься, чтобы научиться читать, писать, решать задачи или примеры». Оценка — это не самоцель.
Если вы понимаете, что задание лишнее для ребенка, что оно слишком велико или сложно, вы, как родитель, можете решить этот вопрос.
Вы можете выбрать другую школу, другого учителя, другой формат обучения. А можете прийти к выводу, что это небольшие издержки в целом устраивающего вас процесса и поговорить с ребенком о том, зачем это нужно. Ребенок должен понимать, что задание он делает не для мамы и не для учителя. У него должна быть собственная цель, в идеале — научиться чему-то. Но достаточно здоровый вариант — собственное (а не ваше) желание ребенка получить хорошую оценку.
Когда мама говорит: «Если получишь пять, я тебе что-то куплю!», у ребенка может появиться меркантильная установка. Послушным и сильно привязанным ко взрослым детям кажется естественным делать домашнее задание, чтобы не расстраивать маму. В обоих вариантах нет ничего хорошего, потому что личная мотивация ребенка подменяется родительской.
Мотивация к учебе у ребенка должна быть внутренней: он должен понимать, зачем он учится, исходя из своих, а не ваших желаний, целей и задач.
Беседы о том, зачем ребенку учиться, мы начинаем вести в первом классе (или позже, если еще не сделали этого). Нам нужно выяснить отношение ребенка к учебе, узнать, какие у него цели и задачи.
Самоорганизация: младшему школьнику нужна помощь родителей
Неумение ребенка себя организовать для выполнения домашнего задания — это нормально. Это происходит не потому, что он ленивый или глупый, не потому, что ему не хватает каких-то качеств. Просто он еще маленький. Первокласснику, второкласснику и третьекласснику мы помогаем организовать процесс выполнения «домашки».
Расписание дня
Вам поможет расписание дня. Оно должно подробно отражать содержание каждого занятого часа. Не так, когда одна строчка — «школа», а потом строчка «выполнение домашнего задания», а детально.
Одна строчка — «часы рабочего дня» ребенка.
Пять строчек — «уроки в школе».
Одна строчка — «перерыв на обед».
Одна или две строчки — «выполнение домашнего задания».
Выполнение домашнего задания можно запланировать и записать после обеда, перед ужином, перед прогулкой, после прогулки и так далее. Главное — обсудить с ребенком и дать ему попробовать разные варианты расписания.
Если ребенок собрался делать уроки вечером, и оказалось, что сосредоточиться в это время ему трудно, не нужно упрекать его: «А я тебе говорила, что лучше делать уроки после обеда!» Скажите ребенку, что вечером сосредоточиться очень сложно, и предложите ему завтра сесть за уроки сразу после обеда.
Если окажется, что после обеда ребенок отдохнул недостаточно, то можно попробовать другой вариант: школа — обед — прогулка — кружки — домашнее задание.
Визуальный план домашней работы
Детям любого возраста вплоть до окончания школы очень помогает визуальный план выполнения домашнего задания. Он должен быть очень подробным: «упражнение 153 по русскому, задача 23 по математике, задача 24 по математике».
Нужно обсудить с ребенком, в каком порядке лучше выполнять домашнюю работу, с чего начинать — со сложного или с легкого. Важно, чтобы ребенок сам этого хотел, стремился к выполнению заданий.
Ребенок вычеркивает каждое сделанное задание, что помогает ему поддерживать волевую активность. Нет лучшей мотивации, чем осознание того, что я уже что-то сделал и у меня получилось.
Итак, ребенок с вашей помощью выбирает время, когда он делает уроки, и вписывает его в свое расписание. Дальше вы предлагаете ему механизмы, которые могут ему помочь.
Ритуалы, которые помогут начать работу
Если ребенку трудно приступить к работе, следует с ним это обсудить: «Знаешь, действительно, бывает нелегко собраться, начать — и это нормально. Поэтому ты можешь придумать себе ритуал, который поможет начать работу. Например: мы заведем будильник ровно на три часа. Как только он прозвонит, ты отложишь все дела, встанешь и три минуты потанцуешь, десять раз присядешь, съешь „волшебные“ орешки — и приступишь к домашней работе».
Ритм выполнения домашнего задания
Детям младшего школьного возраста очень важно соблюдать ритм выполнения домашнего задания.
Для первоклассников
Это 20 минут напряженной работы, 5 минут перерыва. Такой ритм подходит большинству детей.
В первом классе уроки длятся 35 минут, а со второго класса — 45 минут. Уровень концентрации в школе отличается от уровня концентрации дома. На уроке есть переключения, отвлечения: кто-то отвечает, учитель что-то рассказывает, ребенок слушает, потом пишет — время концентрации на одной задаче не 35 минут и даже не 20, а меньше.
При выполнении домашнего задания ребенок полностью сконцентрирован и не переключается (мы должны стремиться к тому, чтобы он не переключался). Но ребенок младшего школьного возраста не может работать без переключения дольше 20 минут. Он естественным образом отвлекается, и это нормально с точки зрения зрелости произвольного внимания, физиологической готовности.
20 минут концентрации внимания для ребенка младшего школьного возраста — это норма.
Можно использовать таймер или будильник на телефоне. Мы ставим таймер на 20 минут, когда ребенок работает, и на 5 минут, когда он отдыхает. Отдых должен быть активным. 5 минут побеситься, попрыгать и потанцевать, постоять на одной ноге, переключиться на игру, которая не слишком его увлекает, чтобы было легко «вернуться» обратно. Можно устроить легкий перекус — орешки, фрукты.
Для детей со второго по четвертый класс
Им подойдет другой ритм — два раза по 30 минут (или три раза по 30 минут). Это максимум. После домашнего задания у ребенка должен быть большой перерыв: прогулка, занятия в секции.
Прогулку отменять нельзя
Прогулка или физическая активность ребенку так же необходимы, как еда. Их можно отменить только в экстренных случаях: когда ребенок болен, на улице минус 40 или МЧС предупредило, что ожидается ураган и никому нельзя выходить на улицу. Если ребенок не гуляет, если у него недостаточно физической активности, то его нейродинамические процессы, процессы активации головного мозга, настолько страдают, что нет ничего удивительного в том, что он долго делает уроки.
Криком ничего не добьешься
Нет смысла кричать и ругаться на ребенка. Когда вы это делаете, вы подменяете внутреннюю мотивацию ребенка вашей, внешней мотивацией. Он будет учиться, чтобы не расстроить маму, чтобы мама не ругалась.
Ребенок-младшеклассник в таких случаях ощущает угрозу безопасности и чувству привязанности, которые есть между ним и родителями. Для него родительский крик и ругань — колоссальный стресс, который никак не способствует выполнению домашнего задания. Это худший путь.
Лучший способ — поддержать ребенка
Лучший путь — занять поддерживающую позицию. «Я готова тебе рассказать, как лучше сделать, я готова помочь, я тебя поддерживаю. Очень трудно делать уроки так долго. Я понимаю, что тебе сейчас сложно сосредоточиться». У ребенка есть задача выполнить домашнюю работу. Родители — его помощники.
Мы можем объяснить ребенку, что после выполнения домашнего задания будет что-то особенно приятное, и ему захочется быстрее сделать уроки.
Будьте с ребенком заодно, будьте его поддержкой и опорой — тогда вы сможете выстроить такую систему, при которой домашнее задание ребенок будет делать самостоятельно и добровольно.
Если ребенок не может заниматься дольше 5 минут
Бывает, что все перечисленное не помогает. Ребенок не может сосредоточенно выполнять домашнее задание дольше 3–5 минут подряд, ему сложно совершить волевое усилие и приступить к урокам даже по звонку. Возможно, у него есть какой-то функциональный дефицит: поддержания тонуса, дефицит произвольного внимания или другая функциональная недостаточность, которую можно определить при диагностике на приеме у нейропсихолога. Не откладывайте решение проблемы.
 

Поделиться ссылкой:

Яндекс.Метрика